звоните: (044) 234 36 97

(097) 916 13 15

Особенности адаптации ребенка в школе

Особенности адаптации ребенка в школе

Адаптация – это важный процесс, который сопутствует нам всю жизнь. Именно способность к приспособлению дала нам возможность выжить как виду и продолжать развиваться по сей день. С точки зрения науки, понятие адаптации неразрывно связно с способностью к обучению и лабильностью нервной системы.

В этой статье я помогу Вам разобраться в процессах, которые происходят во время адаптации ребенка в школе; расскажу об основных мифах и дам несколько рекомендаций о том, как помочь ребенку приспособиться к новым условиям с наименьшими потерями.

Следует выделить три ключевых этапа процесса адаптации ребенка в школе – это 1, 5 и 11 класс. В первом классе начальной школы или подготовительных курсах маленьким «птенцам» предстоит выбраться из-под «крыла» родителей и встретиться с новым, не похожим ни на что ранее, проявлением мира. Деткам предстоит привыкнуть рано просыпаться, следовать правилам, научиться взаимодействовать с коллективом, узнать значение слов «надо», принять на себя новые обязанности и ограничения.

Второй этап адаптации происходит в 5 классе, когда уже привычная обстановка в школе меняется. Появляются новые предметы, учителя, классный руководитель. Новая обстановка требует от ребенка умения приспосабливаться, учиться взаимодействовать с новыми людьми и менять привычные, устоявшиеся модели поведения.

Третьим, «переломным» этапом есть выпускной класс. Помимо напряжения, которое создается грядущими экзаменами, прощанием со школой и коллективом, перед учеником стоит выбор будущей профессии и ВУЗа.

На каждом этапе проблематика примерно одинаковая: перед ребенком новая среда, в этой среде необходимо действовать, а понимания что именно нужно делать – нет. Если даже взрослые люди, у которых есть опыт, попадая в новую обстановку теряются, чувствуют неуверенность и испытывают стресс, то что говорить о школьниках, у которых объем опыта сводится к общению с родителями или близкими людьми.

Перечислю несколько мифов об адаптации о которых стоит поговорить.

Первый миф — адаптация происходит сразу и быстро. Это не так. Адаптация это, в первую очередь, процесс. Длительный и трудоемкий. Запасайтесь терпением, дорогие родители!

Второй миф — адаптация имеет финишную черту, т.е. к определенному возрасту адаптационные процессы приостанавливаются. Конечно, лабильность нервной системы и способность к обучению возрастом снижается, но адаптационные процессы, как необходимое условие чтобы выжить, остаются с нами всегда.

Третий миф — ребенок справится сам. Да, ребенок может справится сам, но не удивляйтесь если у него появятся секреты и свои тайны. И потом, он, скорее всего, не станет спрашивать совета у Вас. А так же не удивляйтесь если спустя время, он не захочет отвечать, когда Вы спросите, как дела в школе.

Возникает вопрос: нужно ли подключать психолога, чтобы помочь ребенку? Рекомендации специалиста никогда не станут лишними для Вас, но стоит помнить, что главным действующим лицом остаются Родители.

Психолог, кроме знания о психологических особенностях взросления и процессов, которые происходят с Вашим ребенком, еще и способен показать Вам, как выглядит ситуация со стороны. Определить вместе слабые и сильные стороны Вашего ребенка и дать индивидуальные рекомендации, которые будут наиболее эффективны в достижении вашей общей цели: комфорта существования Вашего ребенка.

Зная процесс протекания адаптации, я хочу сформировать основные тезисы, о которых нужно помнить родителям школьника.

У Вашего ребенка должна быть зона безопасности в которую он всегда сможет вернуться, надежная крепость, в которой можно защититься от происходящего вокруг. За создание такого климата для ребенка ответственны только Вы! Дайте ребенку понять, что Вы будете любить, поддерживать и заботиться о нем не смотря ни на что. Ведь на самом дела, это всегда было и будет задачей родителей. Ваша цель на этом этапе сделать так, чтоб ребенок понял что Ваша любовь к нему  безусловна.

Запомните золотое правило! Вы можете критиковать поступок, но никогда не критикуйте личность! Не спешите осуждать ребенка, разберите его поступок, найдите где он ошибся.

Чтоб вырастить гармоничную личность нужны терпимость и силы на преодоление всего, с чем сталкивается ребенок взрослея. Кроме создания комфортных условий для малыша, стоит помнить, что дети, как губки впитывают ваши эмоции и поведение, для того, чтоб вырасти и действовать точно так же.   Жизнь проста, усложняем ее лишь мы сами. Живите в гармонии с собой и показывайте эту гармонию ребенку!

 

Автор : Клименко Антон Геннадьевич

Редактор : Мед Александра

Добавить комментарий: